Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних |
Специализированное муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Улыбка"» — одно из первых учреждений социального обслуживания несовершеннолетних системы социальной защиты населения Белгородской области. Открыт постановлением главы администрации Ракитянского района от 25.10.1995 г. № 338. За период работы учреждения в нем прошли реабилитацию более одной тысячи несовершеннолетних от 3 до 18 лет. Специализированное муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Улыбка"» создан с целью предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. Учреждение предоставляет следующие виды услуг: социально-бытовые, социально-экономические, социально-медицинские, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические. Информация о работе учреждения В соответствии с требованиями действующего законодательства проводится целенаправленная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основываясь на: - Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - постановление главы местного самоуправления от 24.09.2007 г. № 564 «О районной программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2007-2009 годы»; - постановление главы местного самоуправления от 18.12.2007 г. № 721 «Об утверждении регламента работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав».
- профилактическая и реабилитационная работа с неблагополучными семьями и детьми; - разработка системы мер, направленных на оказание помощи семьям группы риска и профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Задачи: - участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; - оказание медико-психологической, социально-правовой помощи детям и их семьям, попавшим в кризисную ситуацию; - объединение усилий социальных, медицинских, государственных и общественных организаций для содействия семье в решении её проблем; - укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, преодоление кризисной ситуации.
|
В учреждении работают следующие специалисты: * психолог * старшая медицинская сестра * специалисты по социальной работе * музыкальный руководитель * педиатр * психиатр * социальные педагоги * воспитатели |
Деятельность всех специалистов Центра по комплексной реализации индивидуального плана реабилитации каждого ребенка и его семьи осуществляется на основе «Комплексной программы социальной реабилитации», состоящей из подпрограмм. При организации профилактической и реабилитационной работы с семьями специалисты руководствуются принципами своевременности, индивидуального подхода, гуманизма, интеграции усилий и комплексного подхода. Информация о детях Плановая численность детей: 50. Специализированное муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» имеет следующие структурные подразделения Приемное отделение предназначено для: - проведения первичной санитарной обработки несовершеннолетних; |
- направления органа управления социальной защиты населения, заявления родителей несовершеннолетнего; - личного обращения несовершеннолетних; - ходатайство или направления органов опеки и попечительства; - акт оперативного дежурного; - ходатайство должностного лица, системы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - постановление лица, производившего дознание, следователя, прокурора, судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей ( законных представителей). |
В период пребывания в социально-реабилитационном центре дети и подростки зачисляются на полное государственное обеспечение (обеспечиваются продуктами питания, медикаментами по нормам, одеждой и обувью). Отделение диагностики и реализации программ социальной реабилитации: - проводит социальное диагностирование с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, осуществляет контроль за их реализацией, обеспечивает защиту законных прав и интересов несовершеннолетних; Ребенок, поступивший в Центр, получает медицинскую психологическую, педагогическую поддержку. Медицинская реабилитация Медицинская реабилитация является составной частью общей реабилитации. В ходе реабилитации воспитанник проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепления здоровья. Результаты медицинского обследования детей специалистами центра и центральной районной больницы (ЦРБ) показали, что у несовершеннолетних выявлены различные соматические, неврологические заболевания: |
На каждого ребенка в центре заведена медицинская карта, куда внесены данные анамнеза, данные медицинского осмотра, результаты обследования, также записи консультаций специалистов, намечен план получения квалифицированной медицинской помощи, профилактических и реабилитационных мероприятий. |
Психологическая реабилитация За анализируемый период была проведена углубленная психологическая диагностика с поступившими воспитанниками центра, с целью изучения их личностных особенностей, познавательных процессов, психологических проблем и особенностей взаимоотношения. По результатам диагностики, дети, имеющие психологические проблемы, были включены в коррекционные группы. Специалисты и воспитатели проводят индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками « Я уверен в себе», «Победи свой страх», «Я сильный, помогаю слабым», « Я все смогу», «Веселые придумщики», «Психологический КВН». Все занятия проводятся в соответствии с расписанием и режимом дня. Для детей разработаны и реализуются программы индивидуальной профилактической работы: |
- Программа коррекции эмоционально-волевой сферы; - Программа развивающих занятий на этапе первичной психологической адаптации воспитанников Центра в первом классе «Первый раз в первый класс»; - Программа коррекции познавательных процессов; - Программа групповых занятий по психогимнастике для дошкольников и младших школьников; - Цикл групповых бесед «Как научиться сдавать экзамены». |
Психологическая реабилитация также осуществляется через кабинет психологической разгрузки. В работе используются сеансы релаксации, музыкотерапия, сказкотерапия, используются элементы игротерапии и арттерапии. Основные направления индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками: коррекция эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, личностных особенностей.
Педагогическая реабилитация Воспитанники центра, достигшие школьного возраста обучались по программе общеобразовательной средней школы. |
Социально-педагогическая реабилитация включает организацию досуга и педагогической помощи, различных видов деятельности подростков, поддержку детского движения, его развития. Разработаны индивидуальные коррекционные и развивающие программы, направленные на формирование математических, временных, зрительно-пространственных представлений, развитие графических навыков. |
Социальные педагоги центра разрабатывают и реализуют совместно с воспитателями коррекционно – развивающие занятия по следующим направлениям: |
1.Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания. 2.Формирование навыков общения. 3.Формирование положительного отношения к учебной деятельности. 4.Формирование антинаркотического и антиалкогольного стереотипа поведения. 5.Интеллектуальное развитие несовершеннолетних. 6.Нравственно-патриотическое воспитание детей. 7.Формирование навыков экологической культуры. 8. Формирование эстетической культуры. |
Разработана программа духовно-нравственного воспитания «Ни дня без добра». Оборудована комната православия, где оформлен уголок православной литературы. Во время занятий изготавливаются изделия для выставок- христианские традиции. Дети читают библию, знают молитвы, знакомятся с храмами Белгородской области. Весной и летом посетили храмы в п.Борисовка, п.Красная Яруга, с.Венгеровка, с.Бобрава. |
При реализации программы дети учились тому, как бороться с дурными качествами и привычками и какими путями взращивать в своем сердце добродетель. Передавая этот опыт детям, мы учим их самому главному в жизни- самовоспитанию, а значит- спасению своей души, ради чего и живет человек. |
Для социально-трудовой адаптации действуют кружки: |
- «Самоделкин» - Хозяюшка» (изготовление мягких игрушек, вязание, бисероплетение). - «В здоровом теле здоровый дух». |
Все воспитанники активно занимаются спортом в ФОК «Ракита» (теннис, футбол, волейбол, тренажерный зал). В Центре проводятся утренняя зарядка, спортивные игры, занятия на тренажерах, однодневные походы, экскурсии на природу. Очень важным фактором является приобщение детей к музыке и пению, развивается речь детей, умение владеть своим голосом. В Центре проводятся праздники с приглашением родителей. Огромное влияние на повышение эффективности реабилитации оказывает тесная связь с внешкольными учреждениями. Наши воспитанники посещают Краеведческий музей, детскую библиотеку, каждое воскресенье воспитанники Центра посещают Воскресную школу при Свято-Никольском храме.. Отделение социально-правовой помощи предназначено: - для защиты прав и законных интересов воспитанников; Отделение работает по подпрограмме «Моя семья». Сложный процесс проведения индивидуальной работы с семьями группы риска решается за счёт межведомственной координации, предполагающий консолидацию сил и ресурсов всех учреждений и органов системы профилактики беспризорности и безнадзорности. Все выше указанные субъекты профилактики принимают участие в раннем выявлении и постановке на учет неблагополучных семей в ходе обращений граждан, в результате наблюдений, в ходе воспитательной работы с учащимися и их родителями, в ходе рейдов, при рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия. За 2008 год выявлено 6 неблагополучных семей на ранней стадии неблагополучия. С родителями поступивших воспитанников проводится психологическая диагностика, оформлены карты психологической реабилитации семьи. На протяжении всего периода психологом систематически проводились индивидуальные беседы и консультации с родителями, направленные на повышение их психологических знаний и культуры, на развитие способности к эмпатии, пониманию состояния и интересов ребенка, способности к предотвращению и разрешению возникших конфликтных ситуаций. На каждую семью заводится индивидуальное дело по работе с семьей. В него входят следующие документы: социальный паспорт семьи; договор с семьей; индивидуальная реабилитационная программа семьи; карта реабилитации семьи, в которой отражается вся реабилитационная работа; акты обследования семьи. В учреждении действует психолого-медико-педагогический консилиум, решающий в комплексе проблемы конкретной семьи. Таким образом, каждый специалист имеет возможность использовать для оказания помощи семье не только потенциал учреждения, но и возможности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специалисты Центра принимают участие в совещаниях, заседаниях КДН, на которых обсуждаются проблемы ребенка и семьи. Введение штатных единиц в сельских поселениях- специалистов по работе с населением- неблагополучных семьях. У нас тесная взаимосвязь со специалистами, после возвращения несовершеннолетнего в семью они ведут патронаж и проводят необходимую работу с семьей. |
В учреждении работает «Консультативный пункт», «Телефон доверия», женский клуб «Преодоление». В целях активизации работы по оказанию помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, расширения сферы услуг, предоставляемых Специализированным муниципальным учреждением «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Ракитное, 1.04.07г. на базе выше указанного учреждения работает консультативный пункт социально-психологической поддержки семьи и детей и «Телефон доверия». Консультативный пункт создан с целью снижения психологического дискомфорта, формирования атмосферы психологической и правовой защищенности населения. Основными направлениями деятельности являются: - психологические консультации по вопросам семьи и детства; - решение проблем воспитания и обучения детей; - решение личностных проблем; - семейные кризисы; - решение проблем семьи связанных с учебной и профессиональной деятельностью; - социально-правовая помощь в решении кризисной ситуации. |
В зависимости от проблемы обратившегося Клиента, в рамках работы консультативного пункта привлекаются специалисты, работающие в отделениях Центра: соц. педагоги, педагог-психолог, специалисты по социальной работе, врач-педиатр, врач- психиатр. Обращение женщин более чем в 5 раз превосходят обращения мужчин. Это показывает, что проблемы семьи и детей волнуют больше женщин. |
Основные проблемы при обращении в «Консультативный пункт» |
Служба социально-психологической поддержки семьи, женщин и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Телефон доверия», является структурным подразделением Специализированного муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». «Телефон доверия» решает следующие задачи: - обеспечение доступности своевременной педагогической, психологической и социальной помощи по телефону; - помощь клиентам в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; - обеспечение каждому обратившемуся за советом и помощью возможности доверительного диалога; - расширение у клиента диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе; - снятие первых психологических последствий насилия у пострадавшего; - осуществление консультативной социально-правовой помощи в разрешении кризисной ситуации, в которую попал клиент; - предоставление полной информации о социальных, медицинских, здравоохранительных и других службах поселка, для оказания более полной помощи; Вместе с тем обратившиеся за помощью по «телефону доверия», имеют возможность получить консультативную поддержку. Помощью осуществляется специалистами Центра в рабочие дни, согласно утвержденного графика, с 14 до 16 часов 30 минут в рабочие дни. Возраст обратившихся: Наибольшее количество обращений приходится на возраст от 20 до 30 лет.
Во исполнение пункта 24 распоряжения губернатора Белгородской области от 16 ноября 2007 года №923 – р. « О проведении на территории области Года семьи» появился новый вид услуг. На базе Социально-реабилитационного центра функционирует женский клуб «Преодоление», по работе с женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В клубе оказывается квалифицированная помощь психолого-педагогического, медико-социального и правового характера. В работе Клуба принимают участие психологи, социальные педагоги, специалист по социальной работе, врачи. Цель деятельности Клуба: - Помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в мобилизации личностных, духовных, интеллектуальных и физических ресурсов для выхода из трудной жизненной ситуации. Нормализация обстановки в семье, сохранение семьи для ребенка. Основные направления работы Клуба: |
- эмоционально-личностная поддержка женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - самораскрытие женщины через привлечение к различным видам творческой деятельности; - психологическое и общее оздоровление женщин через нахождение внутреннего согласия с собой, принятие ценности здорового образа жизни, участие в мероприятиях спортивной направленности; - просветительская работа с привлечением специалистов в различных сферах |
жизнедеятельности, знакомство с людьми, имеющими иное воспитание, опыт, взгляды. Основной формой деятельности клуба «Преодоление» являются групповые занятия. Встречи участников клуба происходят 1 раз в месяц (последняя пятница месяца). Наша работа многогранна, требует индивидуального подхода к работе с различными категориями семей и детей, мы стараемся внедрять новые технологии, ищем более экономические и эффективные методы работы. Нам надо выйти на уровень реабилитации семьи, отработать технологии, направить весь накопленный потенциал, весь свой опыт на преломление ситуации и выйти только на профилактическую работу. Это задачи не только наших учреждений, но задачи государства обеспечить достойную жизнь нашим детям и семьям. |